Создаем системы

Ч.1. Общепринятые подходы к выделению бизнес-процессов

При моделировании аналитик может поступить двумя основными путями: взять за основу существующую модель бизнес-процессов аналогичной организации (т.н. референтную модель) либо выделять бизнес-процессы «с нуля».
В качестве референтных моделей могут быть выбраны:

  • универсальная модель процессов OBM от Oracle,
  • 8-процессная модель BKG,
  • 13-процессная модель ИСО/МЭК/ТО 15504 ([3]),
  • референтная модель APQC ([4]).

Можно оттолкнуться от требований стандартов управления качеством ISO 9000:2000 ([5)]). Существуют также отраслевые референтные модели (для банков [9], производственных [10], логистических компаний и;т.п.).

На взгляд автора, использование референтных моделей целесообразно при исследовании типовых коммерческих организаций: это существенно снижает затраты на создание бизнес-модели. Дополнительное преимущество референтных моделей заключается в возможности приобрести их вместе с системой бизнес-моделирования (например, Business Studio 4.0), и весь проект моделирования будет сведён к развёртыванию системы моделирования и доработке в ней референтной модели. Если исследуется нетиповая организация (коммерческая с нетрадиционной моделью бизнеса; некоммерческая; государственная; организация-монополист), то применение референтных моделей затруднено, лучше строить модель процессов «с нуля».
Для этого применимы разные подходы (методы):
1) Функциональный подход предполагает выделение бизнес-процессов исходя из функций, выполняемых подразделениями ([2], [5]);
2) Продуктовый подход – исходя из результатов процессов (товаров и услуг, которые производит организация) [7];
3) Подход, основанный на анализе цепочек создания ценности ([4], [8]).
4) Матричный подход: модель бизнес-процессов представляет собой матрицу, каждый элемент которой является отдельным бизнес-процессом, отражающим подсистемы и этапы жизненного цикла производимого продукта ([8]).

Предлагаем читателю самостоятельно ознакомиться с сутью этих методов [3], [4],[7],[8].

В нашей компании применяется отработанный автором метод, похожий на анализ цепочек создания ценности, с некоторыми существенными дополнениями. 

Список литературы:

2. Марка Д., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. — М.: МетаТехнология, 1993.
3. Риб С. И., Кремлева И. В. Различные подходы к выделению и описанию бизнес-процессов.
4. Репин В. В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. – М: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
5. Репин В. В., Елиферов В. Г. Бизнес-процессы.Регламентация и управление. – М.: «Инфра-М», 2005.
7. Слепухина И. А. StartUp моделирования бизнес – процессов (универсальная модель предприятия)
8. Хлебников Д., Яцына А, Савушкин Л. Матричная модель предприятия.
9. Комплексная типовая бизнес-модель банка (финансовой организации) Версия 5.0
10. Модель деятельности производственного предприятия (дискретное производство)

Перейти к следующей части
Перейти к оглавлению