Создаем системы

Часть 2. Принципы метода

В методе использованы следующие принципы:
1) Представление деятельности организации в виде модели входов-выходов и разделение входов процесса на преобразуемые, преобразующие и управляющие.
2) Классификация процессов по их выходам (результатам), обычно четыре группы (основные, обеспечивающие, управления, развития).
3) Последовательное выделение процессов, отталкиваясь от их результатов (выходов процесса).
4) Принцип учёта интересов ключевых заинтересованных сторон.
Модель входов-выходов и классификация входов бизнес-процесса
Модель входов-выходов предполагает, что любую деятельность организации можно описать как преобразование входов в выходы. Это справедливо как для отдельного бизнес-процесса, так и для деятельности всей организации.
При этом входы процесса удобно классифицировать на преобразующие, преобразуемые и управляющие. На рисунке 1 изображены входы и выходы процесса, расположенные согласно методологии SADT ([2]) и нотации IDEF0.

Рис 1. Модель процесса, отражающая входы и выходы с их классификацией

Принцип классификации процессов по их основным выходам (результатам)
Взяв за признак классификации выходы бизнес-процессов, можно разделить их по 4 группам (см.рис. и табл.1):

Рис.2. Четыре группы бизнес-процессов любой организации

Тип бизнес-процесса Назначение процесса Основной результат (выход) процесса
Основной Создание ценности для потребителей организации Ценность для потребителя (окончательная или промежуточная)
Обеспечивающий Обеспечение ресурсами остальных процессов Ресурсы для всех других видов процессов
Управленческий Управление организацией Планы и управляющие воздействия для всех других видов процессов
Развития Развитие организации или отдельных подсистем в ней Изменения в организации (изменения в инфраструктуре, новые методы взаимодействия внутри организации и т.п.).

При этом взаимосвязь первых трёх групп процессов можно представить следующим образом.
Основные процессы для функционирования требуют ресурсы, которые поступают либо из внешней среды, либо от обеспечивающих процессов:

Рис.3. Взаимосвязь основных и обеспечивающих процессов

Управленческие процессы связаны с основными в единый контур управления. Деятельность в организации планируется (формально или неформально). Соответствующие планы - это выход управленческого процесса, связанного с планированием, и управляющий вход управленческого процесса, связанного с регулированием (корректировкой) деятельности (см.рис.). Основная деятельность организации порождает информационные потоки, которые обычно обрабатываются обеспечивающим процессом, формирующим отчётность для управленческих процессов. Управленческий процесс регулирования оценивает ситуацию и при необходимости формирует управленческие воздействия на основные процессы.

Рис.4. Взаимосвязь основных и управленческих процессов в контуре управления

Последовательное выделение процессов, начиная с их результатов
Вышеописанные связи процессов позволяют выделять процессы один за другим, отталкиваясь от результатов деятельности всей организации. Использование этого принципа будет подробно рассмотрено далее.
Учёт интересов всех заинтересованных сторон
Аналитики обычно имеют дело с коммерческими организациями, предназначение которых – создание прибыли для собственника, и традиционно ключевой заинтересованной стороной являются клиенты (покупатели). Тем не менее в организации существуют бизнес-процессы, ориентированные на другие заинтересованные стороны (государство, инвесторы, контролирующие организации и т.п.); они могут быть достаточно важны , хоть и не создают ценности для покупателей. Это особенно актуально для некоммерческих и государственных организаций. Так или иначе, до начала выделения процессов желательно рассмотреть конфигурацию заинтересованных сторон.

Список литературы:

2. Марка Д., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. — М.: МетаТехнология, 1993.

Перейти к предыдущей части
Перейти к следующей части
Перейти к оглавлению