Создаем системы

Часть 4. Продолжение анализа: выделение и спецификация основных бизнес-процессов

Построение цепочек ценности основных бизнес-процессов
Найденные результаты деятельности организации – не что иное, как выходы основных бизнес-процессов (как следует из вышеприведённого определения). Основные бизнес-процессы целесообразно представить в виде цепочки ценности (встречаются также термины цепочки добавленной стоимости, цепочки создания ценности), выделяя основные этапы создания результатов. Важно начинать с конца цепочки: от результата, предоставляемого потребителю. Результаты могут создаваться как одной, так и разными цепочками ценности, при этом цепочки на разных этапах могут объединяться и разъединяться.

Тут выложены одевалки с Барби на флеше.

Рис.7. Выделены ключевые основные бизнес-процессы. Об остальных пока информации нет.
Для описания цепочек ценностей можно пользоваться различными нотациями. Вполне подходит IDEF0. При этом нет необходимости перечислять и отображать на модели абсолютно все входы и выходы, как это часто делают: модель получается слишком громоздкой. На этом этапе важно зафиксировать ключевые этапы основных процессов, их выходы и участвующие подразделения. В методологии ARIS есть специальная нотация – VAD (value added chain - Диаграмма цепочек добавленного качества, [1]), автор обычно рисует цепочки ценности в аналогичном виде при помощи Visio.
Например, для завода металлоконструкций возможна такая модель цепочки ценности:

Рис.8. Цепочка ценности производственного предприятия
Цепочка ценности строительного предприятия может выглядеть так:

Рис.9а. Цепочка ценности компании, строящей промышленные объекты (VAD)
Эта же цепочка ценности, созданная в программе Business Studio 4.0 с использованием нотации IDEF0, может выглядеть так:

Рис.9б. Цепочка ценности компании, строящей промышленные объекты (IDEF0, Business Studio)
Такой путь описания основных бизнес-процессов полностью согласуется с построением потоков стоимости в концепции «бережливого производства» - Lean ([6]), но применимо для любых организаций. Цепочки ценностей торговых компаний или компаний, предоставляющих услуги, обычно намного проще.
При разбиении цепочек ценности на этапы можно использовать разные критерии. Например, подразделение, выполняющее большинство функций этапа, либо промежуточные результаты (оборудование закуплено – смонтировано – налажено – сдано). Эту информацию достаточно просто собрать с помощью интервью.

Описание (предварительная спецификация) отдельных процессов
Теперь необходимо подробнее описать каждый выделенный основной бизнес-процесс (этап цепочки ценности). Для каждого процесса необходимо выделить ключевые входы и выходы (по-прежнему нет смысла документировать абсолютно всё: задача – определить взаимосвязи бизнес-процессов). Особое внимание – на входящие и информационные потоки, а также планы и отчётность по процессу. Пример описания бизнес-процесса из первой цепочки ценности приведён в таблице 2.
Описываемые входы и выходы Пример для бизнес-процесса «Сборка металлоконструкций»

 

Описываемые входы и выходы

Пример для бизнес-процесса «Сборка металлоконструкций»

1

Преобразуемые входы

 

1.1

Материальные ресурсы (сырьё)

·         Окрашенные компоненты металлоконструкций

·         Крепёжный материал

·         Упаковочный материал

1.2

Информационные потоки

Заказы на производство (электронный документ) со статусом «в производстве»

2

Преобразующие входы

 

2.1

Материальные ресурсы (инфраструктура)

·         Помещение сборочного цеха

·         Погрузчик

·         Рабочие места сборщиков

·         Инструменты для сборки

·         Оргтехника

2.2

Человеческие ресурсы

·         Начальник цеха

·         Сборщики

3

Управляющие входы 

 

3.1

Планы

·         План производства

·         Бюджет производственных затрат цеха

3.2

Управленческие воздействия

 

4

Выходы (результаты)

 

4.1

Основные материальные выходы

Собранные металлоконструкции, готовые к отправке

4.2

Побочные материальные выходы

·         Брак

·         Остатки упаковочного материала

4.3

Информационные потоки

Заказы на производство (электронный документ) со статусом «выполнен»

4.4

Отчётность по процессу

·         Отчёт по работе цеха за день

·         Отчёт по производственным затратам цеха

Для максимально адекватного описания аналитику имеет смысл не только провести интервью с представителями подразделений, выполняющих процессы, но и увидеть реальную работу организации своими глазами.

Результатом этого этапа будут списки входов основных бизнес-процессов. Анализируя эти списки, аналитик выходит на обеспечивающие процессы (их результаты - преобразующие и преобразуемые входы) и на управленческие процессы (их результаты – управляющие входы) согласно взаимосвязям процессов (рис.3).

Список литературы:

Перейти к предыдущей части
Перейти к следующей части
Перейти к оглавлению