Создаем системы

От матвыражений к математике и русскому

Корчагин А.Б.

2002 г.

Тенденция однако…

Многие руководители стремятся к знаниям и это здорово, и надо, чтобы таких было как можно больше. Поддержим же их и привлечём внимание остальных, ещё не вошедших эту когорту.
Развитие компании предполагает развитие её руководителей. Период просто предприимчивых бизнесменов в России проходит, наступает эпоха предприимчивых и грамотных. Насколько же грамотен должен быть руководитель, на изучение и внедрение каких управленческих инструментов он должен тратить своё драгоценное время?
Все прекрасно понимают, что бизнес становится сложнее, соответственно, необходимы более тонкие механизмы его регулирования. Уровень здравого смысла и административного ресурса уже не всегда достаточен в конкурентной борьбе. В технике есть понятие грубой и точной настройки. Перенося это на бизнес, здравый смысл и прочее можно соотнести с грубой настройкой. А вот что соотнести с точной?
Создание нормальной системы управления компанией предполагает, в первую очередь, построение системы регулярно измеряемых показателей деятельности компании.
На сегодня в любой компании обязательно определяются показатели бухгалтерской отчетности, и, как правило, очевидные показатели, связанные с объемом продаж. Другие же данные, необходимые для управления (маркетинговые, кадровые, стратегические, процессные и т.д.) измеряются либо эпизодически, либо, что гораздо чаще, не измеряются совсем. Регулярное измерение последних, нефинансовых и неочевидных финансовых показателей, есть первый шаг на пути к упомянутой точной настройке.
Кто придумал Balanced Scorecard? Электротехник, для которого подобный стиль мышления естественен.
При этом мало просто измерить тот или иной параметр. Надо ведь на основании измерений принимать решения. Иначе чем же будет заниматься руководитель, измеряют-то ведь подчинённые.
Принять решение – это заглянуть в будущее. Грамотно заглянуть в будущее – это на основании прошлого (статистики), текущего (регулярно измеряемых показателей) применить математические и иные модели Вашего бизнеса.
Обращаясь к названию данного эссе, автор хотел бы акцентировать внимание на интересе и способности руководителей к применению уже не арифметики, но математики, а также на желании выражать и документировать свои мысли, применяя «великий и могучий», а не привычный, но бестолковый.
С первым, математикой, автор сталкивается, например, при внедрении логистики, а со вторым, русским языком, при создании таких утилитарных документов как «Положение об оргструктуре», «должностная инструкция» и неразрывно связанных с ними моделей бизнес-процессов.
Сначала о математике. Если ранее, чтобы, допустим, распределить зарплату или посчитать оборачиваемость, достаточно было арифметических действий (сложить и поделить), то для определения страхового запаса, необходимо уже вспомнить такие штуки как «вероятность» и «интеграл».
И, что радует, руководители с техническим образованием вспоминают-таки, а руководители с гуманитарным образованием воспринимают на веру и верят-таки. И применяют на практике, и получают результаты, иногда удивительные.
Произносить нашим топ-менеджерам слова «уравнение Беллмана, функция Кронекера» и т.п. ещё, наверное, рискованно, а вот термин «матстатистика» уже, пожалуй, можно. Реакция бывает адекватной.
Математическую, как и всякую другую культуру, конечно же, надо внедрять постепенно, но процесс уже пошёл. И как всегда по ходу движения есть много и смешного и грустного.
Диалог в Интернете:
Вопрос в высокомерном тоне: «Вы в прошлом сообщении упомянули о целевой функции. А как же при этом Вы сумели забыть о таких характеристиках цели, как достижимость, измеримость и т.д.?»
Ответ с лёгкой иронией: «Целевая функция – общепринятый математический термин.»
Плохо, что задавший вопрос «стратег» не имеет представления о математике, но хорошо, что он получил ответ и, наверное, попытался расширить свой кругозор.
Другой пример подобного незнания. Смешно и глупо выглядит одна из книг, где данный термин (по-английски «objective function») переведён как «объективная функция». Причём редакторами перевода являются два к.э.н. Книга-то, в целом, полезная, но такие ляпы…
Формализация бизнеса, в частности, математическая, снижает его неопределённость. Ту же роль играет и бережное применение языка. Знаете, что самое сложное при моделировании бизнес-процессов – формулирование функций, из которых состоят эти процессы. Декарт: «Уточните значения слов и Вы избавите человечество от половины его заблуждений».
Небольшой тест. Попробуйте вспомнить, какого числа в августе 1998 года рухнул рубль, именно, рухнул, а не пополз. И соответственно, какое событие явилось толчком для этого пике. Ответ косвенно связан с «великим и могучим», хотя, конечно же, гораздо в большей степени с другими экономическими факторами, в частности, с таким, как доверие.
Последнее время часто ссылаются на книгу Нобелевского лауреата И.Пригожина «Конец определённости», где предлагается по иному взглянуть на природу, а именно, отойти от детерминистского взгляда на происходящие в ней события – всему есть причина - и дать природе право на вероятностное поведение. Предлагается откорректировать законы физики в соответствии с этим постулатом.
Похожим образом последнее время ведёт себя и бизнес. Но, если природа, какой она была до Пригожина, такой и осталась, изменяются лишь наши представления о ней, создаваемые нами модели, то в случае бизнеса другим становится сам объект исследования. И уже недостаточны простые модели, опирающиеся лишь на «сложить и поделить», необходимы иные, более сложные, но вполне доступные пониманию тех, кто осознаёт, что пора уже перестать быть только специалистом по текучке и связям с административной общественностью.
В природе из хаоса возникает гармония, но для этого природе никто не нужен. Чтобы добиться того же от постоянно изменяющегося бизнеса, нужны руководители, способные развиваться со скоростью этих перемен. По крайней мере…