Создаем системы

Мир един, логистика тоже

Корчагин А.Б.

2002 г.

Логистика. Термин, последнее время звучащий всё чаще и чаще. У генеральных директоров появляются заместители по логистике, организуются отделы логистики, предлагаются учебные курсы и выпускаются различные издания и т.д. и т.п.
В чем причина перечисленного? Что означает «логистика»? Нужна или не нужна? Приживётся ли в России? Сложно или просто?
В начале, слово. Красивый термин, который с удовольствием произносят сегодняшние руководители, кем бы они ни были в прошлой жизни: технарями или гуманитариями. И тем и другим это слово, по-видимому, напоминает светлые студенческие времена, когда тяга к деньгам не так превышала тягу к знаниям. Сейчас, похоже, наступают времена, когда у нормальных руководителей начинает восстанавливаться второе, а тут ещё такая красивая терминология. Простим им. Все мы люди, руководители тоже.
На самом деле логистика – дисциплина очень приземлённая, определяющая просто организацию материальных потоков. В последнее время логистический подход стал распространяться и на любые другие потоки, а, именно: информационные, финансовые, людские, энергетические. Появился даже термин «административная логистика».
Рассмотрим логистику только применительно к материальным потокам. Так она, в основном, и воспринимается в мире бизнеса.
Основа логистического подхода состоит в целостном (сквозном) рассмотрении материального потока на всех этапах хозяйственного цикла: снабжении, производстве, сбыте, а не каждом изолированно. Причём, по возможности, стараются подключить к подобному рассмотрению также поставщиков и потребителей.
При этом возникает возможность снижения затрат на транспортировку, хранение, упаковку и т.д. за счёт замены движения избыточных материалов движением информации о них. Затраты же на логистические процессы достаточно значительны: в конечной стоимости товара они достигают 70%.
Общение с нашими и западными специалистами показывает:
- все логистические проблемы одинаковы у нас и в остальным мире;
- все методы решения проблем одинаковы.
Приведём некоторые примеры проблем:
- несогласованная деятельность коммерческих служб (отделов сбыта, договоров, маркетинга), технических служб (конструкторов, производственников) и снабженцев;
- отсутствие элементарных расчётов страхового запаса, стоимости хранения, оптимального размера заказа и т.п.
Методы же решения указанного достаточно хорошо разработаны, а, учитывая высокий уровень образованности российских руководителей, собственно освоение данных методов не потребует большого труда. Основная сложность возникает, как правило, на стадии регулярного применения методов всеми участниками логистического процесса: снабженцами, производственниками, сбытовиками.
Что же относят к логистике? Как классифицируют логистику? Первый вариант - снабжение, производство, сбыт. Второй – закупочная логистика, транспортная, складская, производственная, распределительная. Соответствие вариантов очевидно.
Всё, что было сказано выше – это некая идеология логистики. Перейдём к технике. С чего практически начинают внедрять логистику?
Есть хороший принцип - идти от простого к сложному, а не от сложного к невыполнимому. Самок простое в логистике – это АВС-анализ (правило 20/80, закон Парето). С него и начнём.

АВС-анализ

Есть известное правило в бизнесе, да и не только в бизнесе: 20% усилий приносят 80% результата. Применяя это правило к сырью, комплектующим, готовой продукции промышленного предприятия или к товарам торговой компании, можно сделать очень простой шаг по внедрению логистики.
Определите перечень товаров (готовой продукции), которые в совокупности дают Вам 80% дохода. В этом списке почти наверняка окажется около 20% наименований (групп) товаров. Назовите этот список А. Далее определите перечень товаров, приносящих Вам ещё 15% дохода. Обычно здесь оказывается около 30% наименований. Назовём данный список В. Оставшиеся товары отнесём в группу С.
Аналогично можно поступить с сырьём, комплектующими. Только последние, конечно же, классифицируют не по доходу, а по стоимости закупки и хранения.
Зачем всё это надо? Для того, чтобы по-разному управлять разными запасами. Например, дорогие запасы группы А закупать более мелкими партиями, чтобы не омертвлять капитал, а также чаще и точнее проводить их инвентаризацию. Наоборот, запасы группы С закупать большими партиями, а инвентаризацию проводить «на глаз».
Многие компании делают подобный анализ, даже не зная, что они проводят именно АВС-анализ.
После проведения подобных расчётов, самое важное, не принимать резких решений, не бросаться в крайности.
Пример. Владелец магазина, определив среди своего товара группу С, приносившую мизерный доход, перестал её закупать. Доходы резко упали, гораздо больше, чем на предполагаемые по закону Парето 5%. Когда обсуждалась данная ситуация, то пришли к следующим выводам. Во-первых, пропорция 20/80 сместилась на оставшиеся товары; во-вторых, покупателю важна возможность выбора, важно, чтобы глаза разбегались, приобретает-то он всегда одно и то же, но в магазины с бедным ассортиментом заходит менее охотно.

Оптимальный размер заказа

При работе с поставщиками всегда существует дилемма: закупать большими партиями, экономя за счёт редкой транспортировки, но зато теряя на хранении и омертвляя капитал, либо закупать мелкими партиями с обратным распределением затрат.
Чуть отвлечёмся. Чем, в основном, занимается любой руководитель? Ищет оптимальное решение.
В данном случае возникает задача оптимизации, где необходимо минимизировать суммарные затраты, варьируя размер закупаемой партии. В любом учебнике по логистике есть формула Вильсона для определения оптимального размера партии EOQ (economic order quantity). В российских условиях обожествлять формулу Вильсона не стоит, но попробовать надо. Следуя принципу «от простого к сложному», примените её для одной закупаемой позиции от одного поставщика. Дальше уже сами поймёте, как распространить теорию на Вашу практику.

Страховой запас

Как избежать затоваривания и одновременно не потерять клиентов, желающих купить «со склада»? Понятно, что на складе необходим страховой (гарантийный) запас продукции. Но каким он должен быть, чтобы одновременно и не разориться на нём и не потерять клиентов, и, в итоге, тоже разориться.
Расчёт страхового запаса несложен, как, впрочем, и вся логистика. Правда для этого надо вспомнить элементарную матстатистику. Но, как показывает практика, нашим людям это под силу.
Идея расчёта основана на предположении, что продажи по периодам подчиняются нормальному распределению. Исходя из статистики строится кривая нормального распределения продаж и вычисляются её характеристики. Далее компания определяет приемлимый для себя уровень логистического сервиса (процент удовлетворённых заказчиков) и с помощью таблиц матстатистики вычисляет страховой запас.
Несколько слов о проблемах запаса на Западе. Ничем они особенно от наших не отличаются, просто тамошние сотрудники имеют чуть больше знаний в данной области. Подчеркну, именно, знаний, а не способностей. Последнего у нас явно побольше.
В Интернет-форуме авторитетной организации специалистов по управлению APICS обсуждался следующий вопрос: как мотивировать отдел снабжения на уменьшение складских запасов, поскольку данное уменьшение является требованием кредитующего компанию банка, да и сама компания понимает, что запасы слишком велики.
Основная посылка в ответах помимо предложений по внедрению тех или иных показателей состояла в том, что нельзя разрывать логистическую цепочку и рассматривать обособленно её отдельное звено (отдел снабжения). Дело в том, что величина запаса должна определяться также деятельностью конструкторов, производственников, продавцов и других сотрудников компании.

Размещение на складах

Как проектировать склад? Как разместить на нём запасы, чтобы их можно было быстро найти и отгрузить? Каким образом маркировать запасы и вести соответствующую документацию? Подобные вопросы обязательно возникают в компании. И решаются они обычно в такой последовательности: 1-здравый смысл, интуиция, 2- расчёт.
Привлекая здравый смысл, надо помнить о наличии на складе нескольких зон: разгрузки, хранения, комплектации, погрузки, брака, и проектировать их в соответствии со своими представлении о том, каким должен быть Ваш склад. Полезно также помнить о принципах бухгалтерского учёта FIFO и LIFO, естественно работающих при управлении складом.
Расчёт при планировании размещения запасов предполагает применение распространённых программ типа AutoCAD, чем и занимается один из знакомых автора в Америке. Ничего непреодолимого для подобных работ в России нет.

Бизнес-процессы

Логистика – это управление материальным потоком. Материальный поток преобразуется некоторой последовательностью функций (снабженческих, производственных, сбытовых). Последовательность функций, приводящая к бизнес-результату, называется бизнес-процессом. Соответственно, методологии моделирования бизнес-процессов явно востребованы в логистике. И тут дело не в том, что автор неравнодушен к данным методологиям, а в том, что наиболее продвинутые из логистов обязательно к ним обращаются. В одном из Интернет-форумов даже идёт очень длительная дискуссия на тему «Бизнес-процесс и логистическая цепочка – это одно и то же?».

Логистика и оргструктура

При внедрении логистических методов управления возможны два варианта:
1) создание подразделения, отдела логистики, отвечающего за все стадии управления материальным потоком;
2) распределение функций управления между существующими подразделениями с повышением качества их взаимодействия.
И тот и другой вариант имеют право на существование и присутствуют как в западных, так и в российских компаниях. Самое важное, чтобы логистическая цепь была единой, а не состояла из разорванных, вечно спорящих между собой звеньев: снабженцев и производственников, производственников и сбытовиков, всех перечисленных и транспортников и т.д. и т.п., а тут ещё и маркетологи с их чёрт знает какими прогнозами.

Логистическая компания. Что это?

Логистическая компания осуществляет транспортные и складские услуги. Например, известная всем и каждому – почта. Известные во всём мире логистические компании – DHL, UPS, различные Cargo-авиаперевозчики. Ну а российские и, в частности, местные логистические компании любой читатель назовёт самостоятельно.
Так что логистические компании уже существуют и давно. Осталось внедрить логистику в повседневную деятельность остальных компаний, чтобы этот инструмент бизнеса стал таким же обыденным как бюджетирование, маркетинг, управление персоналом и т.д.